2.10. Герметизацию стыков, болтовых соединений и тампонажных отверстий в обделках из чугунных тюбингов следует проводить после контрольного нагнетания за обделку.
Герметизация болтовых соединений
2.11. Герметизацию болтовых соединений в обделках из чугунных тюбингов следует осуществлять при замене монтажных болтов на постоянные болтовые соединения с комплектом асбобитумных или сэвиленовых и металлических шайб (рис. 1 и 2).
Рис. 1. Болтовое соединение с комплектом асбобитумных и металлических шайб в стыке чугунных тюбингов перед затяжкой:
1 — болтовое соединение; 2 — металлическая шайба (металлическая сферическая оболочка); 3 — головка болта; 4 — армирующее кольцо из битуминированных асбестовых нитей; 5 — гайка; 6 — асбобитумная масса; 7 — свинец или алюминатное вяжущее в чеканочной канавке; 8 — ребро чугунного тюбинга
Установка постоянных болтовых соединений с комплектом асбобитумных или сэвиленовых и металлических шайб непосредственно при монтаже обделки допускается при строительстве перегонных тоннелей и притоннельных сооружений. При затапливаемой лотковой части забоя установка постоянных болтовых соединений допускается только выше возможного уровня воды в забое.
Рис. 2. Болтовое соединение с комплектом сэвиленовых и металлических шайб в стыке чугунных тюбингов:
А — в незатянутом положении; Б — в затянутом положении; В — в неправильно затянутом положении, которое не допускается
2.12. Постоянные болтовые комплекты должны подаваться к месту работы в специальных контейнерных емкостях с окрашенными битумным лаком поверхностями всех металлических деталей. Болтовые комплекты не следует хранить вне тары и транспортировать навалом. К началу установки болтовых комплектов они должны быть выдержаны в тоннеле в течение нескольких часов для воспринятия его температуры.
2.13. При замене монтажных болтов на постоянные освобожденные болтовые отверстия, зенковки и цековочные поверхности тюбингов должны быть очищены от грязи и ржавчины, протерты насухо и покрыты битумным лаком-грунтовкой. До установки болтовых соединений грунтовка должна быть высушена. Сушка может быть ускорена обдувкой струёй сжатого воздуха.
2.14. При установке в болтовое отверстие болта асбобитумные (гидроизоляционные шайбы асбобитумные) или сэвиленовые (гидроизоляционная шайба сэвиленовая) шайбы должны вводиться своими коническими частями в зенковки тюбингов. При асбобитумных шайбах более толстая металлическая шайба должна находиться под гайкой.
Гайка должна быть навинчена на болт вручную на 2-3 шага резьбы. Затяжку болтовых соединений следует осуществлять пневматическим сболчивателем ПСГ-1 или ПСГ-1С в зависимости от размера болта или гайковертом ИП-3205А. Развиваемый крутящий момент, соответствующий типу обделки («С», «Э» или «П»), указан в п. 3.10. Допускается использование других гайковертов и сболчивателей с теми же (по п. 3.10) техническими характеристиками.
При затяжке болта должно предотвращаться его проворачивание что обеспечивается удержанием головки болта ключом, упирающимся в борт тюбинга.
2.15. При правильной затяжке болта металлическая шайба под гайкой должна быть полностью выпрямленной, а под головкой болта — сохранять некоторую выпуклость. При этом избыточная часть асбобитумной (ГША) массы должна быть выдавлена. Перегиб металлической шайбы в сторону болтового отверстия при сэвиленовых (ГШС) шайбах не допускается.
2.16. В случае срыва резьбы болта при затяжке болтовой комплект подлежит замене.
2.17. При появлении течи из болтового отверстия в процессе ведения дальнейших работ по герметизации ее следует ликвидировать дополнительной подтяжкой болтов. Если течь при полностью выпрямленной металлической шайбе под головкой болта ликвидировать не удается, болтовой комплект подлежит замене.
2.18. Извлеченные из обделки при замене болтовых комплектов болты и шайбы следует помещать в контейнерную емкость и выдавать на поверхность.
2.19. В случае обнаружения неполного совпадения болтовых отверстий в тюбингах допускается рассверловка отверстий до нормального проходного отверстия для болта.
2.20. При наличии за обделкой высокотемпературных геотермальных вод, а также в других особых случаях следует болтовые комплекты применять со свинцовыми шайбами в соответствии с «Инструкцией по устройству гидроизоляции сборных железобетонных и чугунных обделок тоннелей метрополитенов закрытого способа работ», утвержденной Главтоннельметростроем.
2.21. Установка постоянных болтовых соединений при монтаже обделки должна осуществляться с принятием необходимых мер по предотвращению загрязнения болтовых отверстий, зенковок и деталей болтовых комплектов.
У тюбингов, доставляемых к месту работ, должны быть тщательно очищены от смазки поверхности болтовых отверстий, зенковок и цековок.
В холодное время года тюбинги должны доставляться к забою не менее чем за 4 ч до начала монтажа очередного кольца для приобретения ими постоянной температуры тоннеля.
2.22. Установленные при монтаже обделки под прикрытием оболочки щита болтовые комплекты должны быть подтянуты при передвижке щита.
Правила установки шайб из сэвилена в болтовые соединения чугунных тюбингов обделки тоннелей метрополитена даны в обязательном приложении 5.
Герметизация тампонажных отверстий
2.23. Тампонажные отверстия в чугунных тюбингах должны быть загерметизированы: чугунными пробками с помещенными под их заплечиками уплотняющими асбобитумными прокладками (рис. 3);полимерными (полиэтиленовыми) пробками, состоящими из двух деталей — стакана и клина (рис. 4). Пробки должны отвечать требованиям, приведенным в обязательном приложении 2.
Рис. 3. Пробка с асбобитумной герметизирующей прокладкой в тюбинговом отверстии для нагнетания перед затяжкой:
1 — чугунная пробка; 2 — асбобитумная гидроизоляционная прокладка; 3 — армирующее кольцо из битуминированных асбестовых нитей; 4 — отверстие для нагнетания; 5 — чугунный тюбинг
2.24. Тампонажные пробки к рабочему месту должны доставляться в комплекте в заводской упаковке. Запрещается высыпать пробки из заводской тары. Комплекты пробок на месте работ должны быть выдержаны в течение нескольких часов до их установки для приобретения ими температуры тоннеля.
2.25. Перед установкой пробки тампонажное отверстие должно быть очищено от цементного раствора, резьба прогнана метчиком соответствующего размера, а поверхность тюбинга у отверстия очищена и окрашена битумным лаком в соответствии с требованиями, изложенными в приложении 4. Нанесенные пленки лаков необходимо высушить в течение не менее 2-х часов.
Рис. 4. Пробка тампонажная полиэтиленовая с полиэтиленовым клином в тюбинговом отверстии для нагнетания перед забивкой клина:
1 — стакан; 2 — клип; 3 — чугунный тюбинг
2.26. Комплекты пробок следует брать для установки непосредственно из заводской тары и ввинчивать вручную на 2-3 шага резьбы.
Чугунные пробки следует заворачивать торцевым ключом до полного обжатия прокладки заплечиками пробки. Зазор между заплечиками пробки и поверхностью тюбинга не должен превышать 2 мм. Полиэтиленовые пробки следует заворачивать ключом конструкции СКТБ Главтоннельметростроя с последующей забивкой клина отбойным молотком со специальной насадкой.
Герметизация стыков тюбингов
2.27. Стыки тюбингов обделок должны герметизироваться зачеканкой канавок быстросхватывающимися материалами на алюминатных вяжущих: БУС, БРЦ.
Стыки тюбингов в обделках станций, тяговопонизительных подстанций, пересадочных узлов, эскалаторных тоннелей, а также вентиляционных стволов и перегонных тоннелей в условиях знакопеременных температур или возможного перепада температур внутренней поверхности обделки на 25°C и более следует герметизировать зачеканкой канавок свинцовой проволокой или освинцованным шнуром с последующим заполнением остающейся части канавки составами алюминатных вяжущих.
2.28. Перед началом работ по герметизации стыков тюбингов все болтовые соединения должны быть подтянуты до полного выпрямления металлической шайбы со стороны головки болта.
При необходимости должно быть проведено повторное контрольное и уплотнительное нагнетание за обделку.
2.29. Работы по герметизации стыков следует начинать в сводовой части тоннеля с переходом на стены и в лоток.
2.30. Зачеканку свинцовой проволоки и алюминатных вяжущих в канавки следует производить рубильно-чеканочными молотками типов Р-1, Р-2, Р-3.
К рубильно-чеканочным молоткам должны быть приданы чеканы в наборе толщиной 2, 4, 6, 8, 10, 12, 15, 18, 21, 24 и 27 мм, а состав быстросхватывающихся алюминатных вяжущих и их физико-механические свойства должны отвечать требованиям, приведенным в обязательном приложении 7.
2.31. Заполнение алюминатным вяжущим канавок в стыках тюбингов следует производить с помощью специальных цементоукладчиков ЦУЛ-1Т послойно. Каждый уложенный слой должен сразу уплотняться при помощи чеканочного молотка. Канавку следует заполнять и уплотнять повторно до тех пор, пока она не будет заполнена доверху. Местные углубления на поверхности зачеканки не должны превышать 2 мм.
Каждый уложенный слой после уплотнения периодически (через 2-3 ч), а зачеканенные канавки в течение первых суток должны быть орошены водой не менее трех раз.
2.32. Чеканочные канавки в стыках чугунной обделки должны быть очищены до металлического блеска механически или предназначенным для этого пескоструйным аппаратом и продуты сжатым воздухом. Для пескоструйной очистки канавок следует применять сухой и чистый кварцевый песок с крупностью зерен от 1 до 3 мм.
Не допускается повторно использовать песок, применявшийся для очистки канавок.
2.33. Свинцовая проволока или ее отрезки перед укладкой в канавки должны быть: смотаны с барабана или катушки; нарезаны на куски длиной, равной длине канавки плюс удвоенная ширина канавки, а для кольцевых канавок — не менее 2,5 м; очищены от окисной пленки; сплющены до толщины, примерно равной ширине канавки.
Во избежание появления налетов ржавчины на поверхности стенок канавок, разрыв во времени между их очисткой и укладкой свинцовой проволоки должен быть не более 8 ч.
2.34. При укладке свинцовой проволоки в кольцевые канавки свода необходимо отогнуть под углом 90° конец отрезка длиной 150-200 мм для обеспечения нахлестки в месте предполагаемого стыка. Стыковать отрезки свинцовой проволоки в кольцевых канавках следует с перекрытием концов не менее чем на 30 мм с последующей тщательной расчеканкой места нахлестки.
В местах пересечения продольных и кольцевых канавок свинцовую проволоку следует стыковать также внахлестку, но с перекрытием на ширину канавки концов отрезка. Концы проволоки из продольных канавок должны упираться торцами в стенки кольцевых канавок. Эти концы необходимо тщательно зачистить для обеспечения герметичного стыкования при чеканке.
Вдавливать до дна канавки свинцовую проволоку допускается ручным чеканом или с помощью чеканочного наконечника молотка при легких его ударах.
2.35. Свинцовую проволоку следует зачеканивать пневматическим чеканочным молотком со вставленным в него чеканочным наконечником, толщина рабочей части которого на 1-2 мм меньше ширины канавки.
В процессе чеканки свинца необходимо непрерывно передвигать молоток вдоль канавки без сильного нажима на его рукоятку для того, чтобы избежать перерезания проволоки.
Продолжительной сосредоточенной чеканки свинца на одном и том же месте следует избегать. При этом наконечник должен быть направлен перпендикулярно дну канавки.
Образующийся при чеканке свинца на стенках канавок заусенцы следует убрать чеканочным наконечником, причеканив его к основной массе свинца. При снятии свинцовых заусенцев чеканочный наконечник должен быть направлен под углом 20-30° к стенкам канавки.
2.36. Зачеканка алюминатным вяжущим считается законченной, когда при ударах металлическим предметом по уложенному слою отсутствует глухой звук.
Зачеканка свинца считается законченной, когда при легких ударах молотка по уложенному слою он больше не вдавливается в канавку, и слышится металлический звук.
2.37. Течи, появившиеся в зачеканенных канавках стыков, в том числе и связанные с перестановкой скреплений, снятия водопонижения, следует ликвидировать повторным выполнением всего комплекса работ по герметизации после удаления дефектной чеканки.
Заделка трещин в тюбингах
2.38. Заделку трещин в тюбингах следует выполнять по согласованию с проектной организацией.
2.39. Заделка трещин в чугунных тюбингах может осуществляться при струйном водопритоке — комбинированным уплотнением, сочетающим подслой свинца толщиной 5-6 мм, прижатым дрязгой, а при капеже — слоем дрязги (толщина одного слоя примерно 10 мм).
Металломасса «дрязга», используемая для герметизации трещин, должна изготавливаться в соответствии с правилами, изложенными в обязательном приложении 8.
2.40. На участке тоннеля, где предстоит заделка трещин, должны быть удалены стяжки, выполнено контрольное нагнетание, гидроизолированы болтовые отверстия, отверстия для нагнетания и стыки тюбингов, а маркшейдерскими наблюдениями подтверждена стабильность размеров трещин.
2.41. Работы, связанные с заделкой трещин, должны включать: вырубку канавки по всей длине трещины (если ширина трещины меньше 6 мм); очистку поверхности стенок канавки; зачеканку канавки и трещины свинцовой проволокой или дрязгой.
2.42. Канавку по трещине следует вырубать в чугуне пневматическим молотком, снабженным наконечником с острым закаленным зубилом. Ширина канавки 8-10 мм, глубина 15- 17 мм.
2.43. Применяемая для заделки трещин свинцовая проволока должна быть очищена от окислов и сплющена до толщины, соответствующей канавке или ширине раскрытия трещины.
2.44. Очищенный отрезок свинцовой проволоки следует заводить в канавку с помощью ручной чеканки легкими ударами по ней ручным молотком, затем зачеканивать пневматическим молотком.
Свинцовую проволоку следует чеканить, не допуская образования заусенцев на стенках канавки. При чеканке свинцовой проволоки нельзя стыковать в канавке несколько ее отрезков.
2.45. Гидроизоляцию трещин следует считать достаточной при отсутствии течи и наличии у уложенного слоя свинца и дрязги ровной поверхности и металлического звука под воздействием легких ударов молотка.